Надежда Заболева (t_nadja) wrote,
Надежда Заболева
t_nadja

Сокровища русской живописи.

Удивительно порой как выставки находят тебя или ты их. Разными путями, но мы встречаемся. Иногда жду их с нетерпением и нахожу разочарование, а бывают неожиданные открытия, после которых выходишь на улицу и внутри всё искрится мозаикой красок, действительность кажется раскрашена жирными мазками мастеров, переливаясь под светом фонарей и закатного неба бликами масляной живописи. Так было и в этот раз. Громкими афишами этой выставки Москва не украшена, поэтому внимания на себя не обратила, а донесли впечатления громкими эпитетами те, которые на ней уже побывали. Я, пожалуй, присоединюсь к этому стройному хору хвалебных отзывов.


Мне действительно было отрадно, любопытно, по-детски радостно на ней побывать. Итак, речь идёт о «Художественных сокровищах России», что проходила на Волхонке 15 в Храме Христа Спасителя, это если вы выходите из метро не на верх, а вниз по указателю Центр искусств. Вообще, у меня много открытий в этот раз было. И то, что при главном Храме страны есть центр, который принимает у себя подобные выставки (а, почему бы и нет, если он главный и самый богатый?), и то насколько он технически оснащён и как устроители подошли к вопросу решения пространства. Это было ново для меня, ведь я привыкла воспринимать произведения живописи в традиционных залах музеев с одинаковым освещением для всех экспонатов. Здесь всё было иначе. Тёмные анфилады, внутри которых как драгоценные камни горят картины, словно экраны в иные миры. В миры творцов настолько разных, насколько это можно представить. У многих картин впечатление усиливалось музыкальным сопровождением, которое было гармоничным. Это так важно и сложно одновременно. И с этой задачей справились. Выставка собрана из частных коллекций, поэтому некоторые рамы производили неизгладимое впечатление своим масштабом и блеском. С картинами подчас не дружили, а спорили. Скромный, сдержанный пейзаж кисти Саврасова в обрамлении огромного барочного багета. Мой мозг капризничал, я не могла понять как одно сочетается с другим и зачем меня путают. Но как-то под конец уже справилась, эти одежды глаз уже не боялся, а с любопытством рассматривал как отдельный экспонат. Если говорить о тех, кто был представлен, очерк очень длинным и скучным получится, я не люблю списки через запятую. Вот была, вот этих видела. Это фу, а это да! Сокровища России, на то и сокровища, что выбраны были и представлены таким образом, чтобы гордость и дух поднимался за русскую школу живописи. И я этот подъём чувствую до сих пор, от которого распирает всё внутри и глаза щипит от этих воспоминаний. Конечно, к некоторым картинам я подошла как школьница, глаза горели одним вопросом КАК это возможно? Благо злобных старушек-смотрительниц не наблюдалось, я носом пропахала одну за другой, увеличив мазки для себя в 100 раз. Снимать не запрещали! Ура! И это реальное волшебство, должна вам сказать. Воспринимать картину за несколько метров, а затем подойти близко-близко насколько это возможно и увидеть этот микромир из трещинок, мазков, мазочков и штрихов, где просвечиваются подмалёвки и переходят цвета самым непредсказуемым образом, и открываются техники рисования, наконец. Незабываемо. И не бояться, что сейчас за спиной кто-нибудь зашипит или закричит: «Не подходите близко!» Нет, всё чинно-благородно. Поражать, так поражать, не мешая при этом простому обывателю, ошалевшему от такой роскоши.
Думаю, что каждый, не зависимо от пола, возраста, статуса или собственных ожиданий унесёт в своём сердце дорогой именно ему кусочек сокровища. Для кого-то это будет Шишкин или Маковский, Суриков или Седов, для меня же эта выставка так и останется мозаикой из драгоценных камней. Таких ярких, таких живых, таких родных…бесконечно торжественных, но навсегда своих.













Tags: восприятие и отклик, впечатления, выставки, изобразительное искусство, русский национальный стиль
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments