Надежда Заболева (t_nadja) wrote,
Надежда Заболева
t_nadja

Category:

Мерцание гладкой яшмы Цуй Жучжо.

Об этой выставке я узнала совершенно случайно, уже на кануне её закрытия в самый последний день.



Одна моя френдесса из соц.сети, молодая мама и искусствовед успевает окультуриваться сама, а заодно окультуривать и нас, её подписчиков. Вооружившись телефоном, который быстро сел и блокнотом, куда я по старой привычке делаю записи, я отправилась в Манеж. Обычно я захожу на сайты с анонсами, чтобы познакомиться, что меня ждёт. В этот раз я доверилась мнению подруги и даже не читая кто, как и почему купила билет. Подумала, китайская традиционная живопись, ну, что там может меня ждать: каллиграфия, бумага, наверное, тушь и гуашь, пейзажи, природа и прочее. Вы не представляете моего удивления, когда я увидела (нет, погрузилась) в это буйное чудо творчества Цуй Жучжо.





Выставка не просто масштабная, а космическая. Огромные залы с бесконечным светом, тихие, прозрачные как будто бы пустые и эти полотна, растянутые по разным осям. Они необыкновенных размеров, окружают зрителя, словно настоящие пейзажи Китая, демонстрируя силу и мощь как самой природы, так её ментального восприятия художника.



Должна признаться, я не самый большой поклонник азиатской живописи, Европа для восприятия мне всё же ближе, однако, совсем недавно я открыла для себя поэзию Японии, небольшие трёх и пятистишия, «короткие песни», как их называют. Так вот, та образность, которую несут полотна Цуй Жучжо показалась мне созвучна этой поэзии:
Я увидела под деревьями
Охапки красной листвы...
Тщетное подношение.
Верно молвят: в десятой луне
Мир покидают боги.

А теперь представьте моя изумление, когда, подойдя поближе и вчитавшись в название картин я увидела:
Весенний ветер
Кровь пьянит
Леса влекут и манят горы.
или
Предрассветный туман укатал цветов опахала,
И плавает осень в воде в нарядных красных одеждах.

Да, это название картин. Живопись как поэзия, открылось мне. Если буквы, строчки и созвучия положить на бумагу, они должны выглядеть именно так. Художественный образ – это универсальный язык, неважно в чём он перед нами. Это как вдох Ах и последующий долгий, мягкий выдох. Затем следующая картина, опять Аааах и выыыдох. Может поэтому, чудо медитации пришло к нам с Востока? Если долго смотреть на любую из его картин, весь окружающий мир словно растворяется, глаза воспринимают пятна на бумаге, которые кажутся движущимися и живыми и только мягкое движение груди на вдохе и выдохе связывает тебя с реальным миром. Чистота момента, тот самый портал в ясность и безусловное присутствие в нём. Если бы это могла длиться вечно…






Уже на выходе я увидела небольшую группу людей, что-то внимательно читающих на большой белой стене. Это была статья Семена Михайловского «Партия в го», куратора выставки, который пишет о встрече с художником и его творчестве. Я приведу небольшой отрывок оттуда:
«Почему эта выставка интересна нам? В череде водопадов, лесов, бамбуковых рощ, отвесных скал и заросших тростником речных долин зритель увидит настоящий Китай, землю, красотой и изяществом которой никогда не устаешь любоваться и удивляться. Эта выставка — сложная партия в го, которую мастер играет с публикой, изящными, выверенными движениями переставляя шашки, оставляя зрителя в неведении о собственном глубинном замысле, и непринужденно, почти не глядя на доску, выигрывает, вытесняя недоумение или непонимание чистой радостью.»






Лучше не скажешь. Вот так, через художественный образ и способность восприятия можно увидеть новый мир новыми глазами. А как вы смотрите на то, что вас окружает?



Цуй Жучжо. Художник номер один в Китае.

Всегда ваша, Надежда Заболева.
Tags: в восхищении, восприятие и отклик, впечатления, выставки, изобразительное искусство, статьи для сми
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments