Надежда Заболева (t_nadja) wrote,
Надежда Заболева
t_nadja

Судьба и творчество Елены Киселёвой.

Оказывается, в Москве недалеко от Белорусской находится музей русского импрессионизма. http://www.rusimp.su/
Частный, большой, уютный и очень светлый. А, может, день такой был солнечный, но не суть. Недавно туда привезли довольно большую коллекцию картин Елены Киселёвой из Воронежского художественного музея, а также из частных коллекций и Русского музея. Выставлены они с большой любовью и знанием своего дела.





Сами картины, выполненные в разной манере, как будто намекая под чьим влиянием находилась художница в поиске собственного стиля, производят одно впечатление - восхищение мастерством художницы.







Портретистка серебряного века, одна из лучших учениц Репина и незаслуженно забытая в своей иммиграции Елена Андреевна Киселёва. Выставка носит название Элегантный век, наводя зрителя на определённые ассоциации. Элегантные музы, элегантные наряды эпохи модерна, элегантные картины, элегантная выставка.




Е.Киселёва

И, собственно, можно было бы остаться в этой атмосфере элегантной декоративности эпохи модерн, если бы моё внимание не привлекла информация на стене с биографическими фактами художницы и совет подруги прочитать в сети о её творческой судьбе, тесно переплетённую с личной. И тут открывается совсем другая история, история женщины яркого таланта и художественного дарования, родившейся в воронежской интеллигентной семье, сделавшей выбор в пользу учёбы в Императорской Академии художеств, имевшей громкие выставки и успех на родине и в Европе. Она дважды была замужем, первый раз за юристом, второй за профессором по математике, у них родился сын, в годы революции они переезжают в Белград, куда приглашают супруга работать в местный университет и наступает творческая тишина для Елены Киселёвой. Она пишет мало, принимая редкое участие в выставках, посвящённых русским художникам за границей. Она объясняет это тем, что жизнь её теперь всецело посвящена мужу и ребёнку и уже никто не интересуется, а кто же такая художница Елена Киселёва.


Портрет сына

В годы второй мировой войны их семью постигло горе, сына с невесткой увезли в немецкий концлагерь, через два года они оба вернулись, но вскоре сын скончался, так и не пережив ужасов войны. Тогда Елена Андреевна пишет свою последнюю работу, портрет сына на смертном одре и больше никогда не возвращается к творчеству. В шестидесятые годы 20 века, искусствовед из Воронежа Маргарита Ивановна Лунева узнав, что Елена Андреевна жива, начинает с ней переписку, которая длится до последних дней жизни художницы. Большую часть своих картин художница передаёт в Воронежский художественный музей, городу в котором она родилась. Скончалась она через пять лет после смерти мужа в 1974 году в возрасте 95 лет, дав обет молчания после его кончины и занимаясь последние годы только садом. По завещанию портрет сына, написанный в день его смерти сожгли после её кремации.


Е.Киселёва в эмиграции

Она очень любила женский портрет. «Композиция или пейзаж мне были мало интересны. Я всегда была портретисткой и страстно любила изображать красивых, интересных женщин, главное, меня всегда увлекал женский портрет. Когда я встречала красивую женщину, я так и хотела её писать».








Свои самые яркие работы она создала, когда жила в России.






Посмотрите на её работы ещё раз. Какое чувство рождают они у вас? У меня восхищение женской красотой и достоинством и одновременно чувство глубокой скорби относительно того диссонанса, который создают её образы и её судьба.

Автопортреты




Всегда ваша, Надежда Заболева.
Tags: выставки, изобразительное искусство, статьи для сми
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments